Владимир Русин выступает под псевдонимом DJ Virus. Это название, как вы догадались, производное от начальных букв имени и фамилии. Журналист «Светит месяц» вспоминает с Владимиром подробности развития клубной культуры в Рязани.
Культ ди-джеев
В 2006 году у нас был взрыв клубной культуры и культ ди-джеев. Они играли в каждом клубе. Приходили ребята, ставили стол, на него пульт – и весь город знал, что есть какой-то кабак, там будет ди-джей и супер-мега-вечерина. И кафе было битком забито людьми.
Клубная секта
Именно тогда активно развивался сайт dancenow.ru – единственное место в сети, где люди могли пообщаться на тему музыки, танцев, клубов. Буквально за полгода я нашел там пятьсот новых друзей. С каждым общаюсь. Прихожу в любой клуб и со всех сторон руки пожимаю – это еще с тех пор тянется. Сайт был как секта, его форумы и чаты отлично работали на переход виртуального общения в реальное. У огромного количества молодых людей утро начиналось с того, что они включали компьютер и заходили на форум. Причем люди на этот сайт заходили настолько разные, что пришлось на некоторое время сделать входной контроль. Сайт благополучно скончался в расцвет социальных сетей.
07.07.07
В рамках этого проекта мы делали самый крутой на тот момент open-air в Рязани, посвященный годовщине двух проектов: сайта dancenow.ru. и моего шоу «Радиоактивность». Это был 2007 год, дата крутая: 07.07.07. Оpen-air назывался «DNРадиоактивность». Народу собрали 500 человек. Фишка была в том, что мы огородили все пространство. Вход был платный, нам нужно было как-то отбить автобусы и звук. Для зрителей работал бар, звук был отличным. Могу сказать, что это было офигенное время – время отрыва.
Шоссе
Я целый год работал в диско-клубе «Шоссе» в Москве. Было весело, я туда ездил каждую пятницу в течение года, познакомился c большим количеством полезных людей. Жаль, что мы потом закончили сотрудничество. Я пару раз опоздал из-за пробки, а там было жестко все, опоздать было нельзя даже на минуту. Ну, меня и …ничего страшного. Главное, что это было в моей жизни.
Сейчас офигенная молодежь
Сейчас у молодежи есть выбор: рок-клубы, поп-клубы, клубы с хорошей хаус-музыкой. И, собираясь отдохнуть вечером, человек заморочен: куда же он сегодня пойдет? Раньше в Рязани не было выбора вообще, тогда основным для людей было слово «весело», а сейчас «концепция», «мода», «тренд». Каждый человек, который какое-нибудь время прожил, начинает говорить «а вот раньше было так-то, а сейчас такая молодежь…» Так вот: нифига, cейчас офигенная молодежь.
Тумблер
Я по жизни очень увлекающийся человек. Любовь к музыке проявилась, когда я первый раз пришел на дискотеку «Старый завод» в 1998 году и через три минуты понял, что хочу этим заниматься. Хрен его знает, что произошло, в голове просто переключился тумблер. Я сказал себе, что хочу быть в этом. Тогда я еще не понимал, в какой роли себя вижу. Я никогда не занимался танцами – танцором быть не мог. Что же касается технической составляющей клуба – для этого нужно образование и опыт. Оставалось одно крутить пластинки.
Начало
Мне было 18 лет, я никому не был нужен. Я только хотел, но ничего не умел, меня никто не знал. Почему вдруг люди, которые разбираются в клубном бизнесе, вообще должны были со мной разговаривать? Три года я ходил вокруг, но по спирали. С каждым новым приходом в заведение я был все ближе к центру. В итоге у меня состоялось знакомство с человеком, который является сейчас моим другом – это Андрей Трофимов, DJ Bob. Я постарался убедить его в том, что смогу научиться, если он мне поможет, укажет направление.
Нечестно
Научись работать с винилом, и тогда ты сможешь назвать себя человеком, умеющим играть. Сейчас человек скачивает музыку на бесплатных форумах по электронной музыке, записывает себе на компьютер или диск. Такие моменты, как провалы сильной доли, становятся для него сюрпризом прямо во время игры. Человеку элементарно надо было послушать трек – он этого не сделал. А у нас было по-другому. Я за ночь скачивал со своим «скоростным» Интернетом один или два трека полностью и, естественно, прослушивал по десять раз. Я эти треки знал – каждую их секунду. Научись играть на пластинках, хотя бы на CD руками. Вот тогда я пожму тебе руку и скажу, что ты крут. А вот играть на ноутбуке с программы – это не то.
Проба
DJ Bob дал мне поиграть на «Старом заводе». С кучей косяков, но у меня была такая эйфория! Я наконец-то, через три года после того, как во мне переключился тумблер, добрался до оборудования и, самое главное, добрался до людей. Передо мной было более тысячи человек, они делали то, что я им скажу. Я доставлял людям радость посредством музыки.
Засветился
Следующим шагом был клуб Hollywood. В нем я работал с открытия. Пришли разные ребята, сыграли по двадцать минут: из нас выбрали, кто будет резидентом клуба. Я выиграл кастинг и играл два месяца, после чего меня с позором уволили. Официальная формулировка была следующая: я не уделял достаточно внимания оттачиванию мастерства в диджеинге. Мы работали вдвоем с парнем, и он появлялся там и днем и ночью, даже когда клуб не работал. Учился. А я приезжал на вечеринку и уезжал. Руководству показалось, что я наплевательски относился к своему делу. Меня уволили, и я достаточно тяжело переживал этот момент. Это было мое первое официальное место работы в клубе, я шел к этому четыре года. Неделю я был в сумасшедшей депрессии. А потом подумал: мне 20 лет, все впереди. Тем более, что я уже засветился.
Гонорары
Тогда было модно открывать клубы. Они открывались в Скопине, Ряжске, Новомичуринске. Вот и в Сасово открылся клуб. Мы познакомились с его директором и начали туда ездить. Год там работали. 2002 год, билет в клуб тогда стоил десять рублей. И гонорар нам платили этими самыми десятками. Выдавали пачку десяток – мятых и разных. Это было круто, я получал полторы тысячи рублей за 1,5-2 часа.
Кратер
После Hollywood пошел в только что открывшийся клуб «Кратер». 1 марта 2003 года. Подошел к охраннику и сказал: «Чувак, позови мне администратора». Пришел администратор, спросил: «Ты кто такой?», я нагло заявил, что хочу у них работать. Он позвал директора, который сказал, что им как раз нужен ди-джей и я должен прийти 8 марта, чтобы меня послушали прямо на танцполе. Я понял, что это судьба. Если тебе дают шанс проявить себя первый раз 8 марта – нет ничего проще стать лучшим, крутым и знаменитым! Потому что 8 марта все и подо все танцуют. Но я вспомнил Андрея Боба, своего наставника, он всегда говорил: «Главное – это хорошо подготовиться». Я подготовился так, что даже выстроил последовательность композиций у себя в голове. Потом я просто встал, отыграл. Через 15 минут ко мне подошел директор и сказал: «Все, с сегодняшнего дня ты у нас работаешь». Три года работы там для меня прошли, как один. Там я научился всему. Мы работали четыре дня в неделю. Плюс новогодние корпоративы – двадцать дней подряд.
Надо возвращаться
Из «Кратера» меня тоже выгоняли. Была четкая формулировка: за то, что я бухал и совращал коллег на это дело. Да, так и было. Только я не совращал. Все были одного возраста. Кто хочет – пьет, кто не хочет –не пьет. Что значит, совращал? Я просто предложил. Меня выгнали, а через полтора месяца звонит директор клуба со словами: «Володя, надо возвращаться». В тот момент я почувствовал триумф. И это было лучшее время моей жизни, когда я знал, что нужен.
Вспыхнуло
В 2006 году началась эра местечковых вечеринок, эра Интернета. Тогда открывались клубы «Дозор», «Молотов», «Космо-кафе». Люди устали от больших площадок. Им хотелось общаться только с теми, кого они знают. В каждой дыре были клубы. Это быстро вспыхнуло и быстро угасло. Следующая эра связана с открытием клуба «Неолит», 2009-2010 годы. После 2006 года я уже не был резидентом, а просто везде играл. Меня это устраивало, я не был никому ничего должен. Люди звонили, приглашали. Я никогда не отказывал.
Геометрия
Сейчас я плотно общаюсь с порталом Geometria. Мы договорились о выпуске миксов с геометрическими названиями. Недавно состоялось наше первое живое мероприятие, ездили в Воскресенск на благотворительный фестиваль Global Heart. Все деньги – детям. Играли на одной сцене с самим Грувом. Я с удовольствием поддерживаю такие начинания, потому что не все в жизни – деньги. Их я зарабатываю своим бизнесом, а музыка – то, что приносит удовольствие.
Философски
Сейчас ночной клуб – это место, куда люди приходят показать себя и те новые шмотки, что куплены за неделю. Им практически все равно, что играет из колонок. Важно, чтобы в баре был алкоголь и чтобы он не заканчивался. Понятия «клубная культура» у нас в городе нет и в ближайшее время не предвидится. Потому что у руля стоят непрофессионалы. Вот поставь меня сейчас арт-директором в клубе – я провалю заведение через месяц. Для этого нужно быть хорошим управленцем именно в ночной клубной среде. А другие считают, что если умеют хорошо сводить пластинки, то без труда справятся и с руководством ночным клубом. Таких примеров с 2005 года полно. «Неолит» в свое время, « 9/2» те же. Потому что человек приходил с мыслью, что сейчас поднимет клубную культуру в городе. И он отвлекается от главного – управления заведением. Раньше я воспринимал это с горечью: как же так, закрыли такое крутое заведение? Сейчас я смотрю философски, размышляю, почему так произошло.
ДК
Это был еще тот «Дом Культуры», в его первые полтора года, до роковой составляющей. Я принимал участие в вечеринках «Винегрет». Мы делали их с Бобом. Взрослые люди с радостью приходили к нам. Мы играли музыку начала 2000-х, только с пластинок, полный, настоящий олд-скул. А потом сменился контингент, в «ДК» стали ходить более молодые люди, потом совсем молодые. Они не знали этой музыки, им было неинтересно, и постепенно это все сошло на нет.
Не просто хобби
Романтика диджеинга 90-х не вернется. Нам уже не нужно таскать огромные сумки, девайса все меньше и меньше. Взял наушники, положил две флешки в карман, больше у тебя нет с собой ничего, кроме бутылки вискаря. Романтики не будет, но останутся те, кто верен этому делу. Необязательно, что человек должен зарабатывать деньги только этим, это может быть просто хобби. Но это – серьезное хобби. Если ты встаешь за пульт в ночном клубе, то будь добр понимать ответственность. Люди пришли и заплатили деньги за вход, если они пришли бесплатно, они потратили свое время.
Мода
Может наступить мода на трактористов или асфальтоукладчиков. Все будут ходить в оранжевых жилетках и говорить: «Я крутой асфальтоукладчик», гонять на тюнингованных катках. Или придет мода быть модельером, все начнут шить одежду. Была мода на диджейство, сейчас она практически канула в лету. Выживут и останутся только те, кому это действительно нужно и интересно. Дефицит ди-джеев придет. Интервью тебе скоро будет брать не у кого. Но и не всем ведь есть, что рассказать, правда?